Об имущественном вычете по НДФЛ и льготах по НДС и транспортному налогу

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц, налогом на добавленную стоимость и транспортным налогом и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
1. Налог на доходы физических лиц
Согласно пункту 1 статьи 3 Кодекса каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Согласно статье 41 Кодекса доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
Следует учитывать, что доходы за выполнение трудовых обязанностей и доходы от продажи имущества, принадлежащего налогоплательщику, являются отдельными видами доходов, каждый из которых подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, освобождаются от налогообложения.
Кроме того, с учетом положений пунктов 1 и 2 статьи 220 Кодекса при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных им в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающем в целом 250 000 рублей.
Вместо получения указанного имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
2. Налог на добавленную стоимость
Порядок применения налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, в том числе в части определения налогоплательщиков и налоговой базы, соответствует международной практике взимания этого налога.
Поскольку налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, он включается в цену реализуемых продавцами товаров (работ, услуг) и уплачивается в бюджет за счет средств, получаемых с покупателей (конечных потребителей). При этом в целях уменьшения влияния налога на добавленную стоимость на уровень цен, складывающихся на потребительском рынке, налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрено освобождение от налогообложения этим налогом отдельных товаров (работ, услуг) социального назначения, в том числе товаров для реабилитации инвалидов и медицинских услуг, услуг в сфере образования, услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, а также морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом в пригородном сообщении, услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, и других. Кроме того, в отношении ряда продовольственных и детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения применяется пониженная ставка налога в размере 10 процентов.
3. Транспортный налог
Согласно статье 14 Кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Так, налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Статьей 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Таким образом, вопросы об установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Документ: Письмо Минфина России от 07.09.2016 г. N 03-04-05/52420